Центрэнерго: как работать без коррупции и без Роттердам плюс

Александр Корчинский,
Исполняющий обязанности генерального директора ПАО "Центрэнерго"


Рыночные цены на электроэнергию и условия закупки угля в Украине.

С 10 июля 2020 начал действовать оперативный контракт между ПАО Центрэнерго и компанией ДТЭК на поставку 300 тыс. тонн угля. Заключение такого договора стало шагом, который позволил улучшить ситуацию в угольной отрасли Украины и восстановить работу нескольких шахт. Однако теперь, когда тактические цели достигнуты, необходимо взвешенно и всесторонне проанализировать действующее краткосрочное соглашение, чтобы дальнейшее стратегическое сотрудничество Центрэнерго и ДТЭК велось исключительно в интересах государства, исключая финансовые риски и неоправданные расходы для государственной компании.

О ценообразовании

Одним из наиболее весомых вопросов соглашения является модель ценообразования. Во время совещания в министерстве энергетики, еще до рассмотрения условий контракта с ДТЭК, я предложил обратить внимание на возможность приравнивания цены украинского угля к импортному биржевому паритету. Что дает такая модель? Она позволяет увидеть, какова рыночная цена на определенный ресурс, а не ориентироваться на предложение одного производителя.

Главным требованием Центрэнерго в данном случае является справедливое определение затрат на транспортировку угля. Несмотря на привязку к ценам на иностранных рынках, при поставке должна учитываться исключительно цена физической перевозки ресурса до складов Центрэнерго. Начисление же определенной виртуальной транспортировки из других стран не может применяться к добываемому углю в Украине. Это ключевая позиция.

В свою очередь компания ДТЭК предложила модель ценообразования по так называемой формуле Роттердам плюс, полностью искажающую сущность привязки к ценам на внешних рынках. «Плюс» в данной формуле — это затраты на транспортировку. Дело в том, что учитываются не реальные расходы на доставку от украинской шахты, а виртуальные — из порта Роттердам в Нидерландах.

Сейчас цена угля по контракту с ДТЭК — 1650 грн за 1 тонну — приемлема и отвечает интересам госпредприятия. И учитывая долгосрочные риски она не может служить основой для дальнейшего сотрудничества с ДТЭК. Именно поэтому было принято решение о заключении соглашения сроком на два месяца, что соответствует интересам Центрэнерго. Если же условия контракта с ДТЭК не соответствуют стратегическим целям предприятия и государства, или же угрожать убытками для Центрэнерго — мы их пересмотрим.

О себестоимости электроэнергии

Из-за падения цен на природный газ, работа на угле означает дополнительные расходы для тепловых электростанций. Если рассчитать стоимость угля, которая отвечала бы затратам на использование газа для производства одинакового количества энергии, 1 тонна угля должна стоить около 1490 грн.

Сотрудничество с государственными угольными предприятиями — это вопрос социальной ответственности, а не финансов. И Центрэнерго готова реализовывать государственную политику в этом направлении, принимая на себя обязательства перед работниками отрасли. Но факт в том, что выполнять подобную миссию невозможно без экономических потерь.

На сегодня у Центрэнерго хватает оборотных средств. Главная причина — существенное падение цен на электроэнергию. В среднем за этот месяц рыночная цена на электроэнергию была на четверть меньше себестоимости ее производства из угля государственных шахт, закупаемого за 1950 грн за 1 тонну. Закупка угля по такой цене без привязки к импортному паритету, как это делается в случае с ДТЭК, экономит государственному бюджету миллиарды гривен дотаций угольных шахт.

Снизить затраты на производство электроэнергии также позволяет работа в комбинированном режиме, то есть с частичным использованием газа в периоды его низкой стоимости. Так, стоимость электроэнергии при использовании исключительно угля составляет около 1,6 грн за 1 кВт-ч, а периодическое подключение газовых блоков позволяет снизить ее до 1,4 грн. Однако это все равно выше средних рыночных цен в июле.

Для продолжения работы без возможности компенсации затрат на производство, чтобы гарантировать финансовую устойчивость и платежеспособность компании, Центрэнерго требует привлечения дополнительных оборотных средств. Мы ведем переговоры с государственными банками, и рассчитываем на поддержку со стороны высших представителей власти, в частности министерства энергетики.

Работаем дальше

Центрэнерго постоянно должна балансировать между финансовыми и социальными вызовами. С одной стороны, себестоимость добычи угля высокая, и его использование повышает расходы предприятия, по сравнению с работой на газе. И с другой стороны, жизнь нескольких тысяч работников угольных шахт и их семей зависят от поставок угля на тепловые электростанции.

Центрэнерго покупает и продолжит закупать уголь газовой группы исключительно на украинских шахтах — это принципиальное и неизменное решение, отвечающее интересам государства. Мы единственные поддерживаем экономику украинских шахт, на фоне требуем справедливого ценообразования на уголь. Это наша позиция.

В то же время вопрос о том, что в долгосрочной перспективе делать с угольной промышленностью и ценами на электроэнергию — глобальный, и требует комплексного решения. Ответ на него нельзя найти в офисе энергогенерирующей компании. Это плоскость решений, принимаемых в высоких государственных кабинетах.

Сейчас по оперативному контракту между Центрэнерго и ДТЭК идет отработка экономических и технических параметров. После соответствующего анализа, будет разработан новый стратегический контракт. Его принятие будет невозможным без решения ключевых вопросов — выработка справедливой и рыночной формулы ценообразования и открытия кредитной линии для получения оборотных средств. Центрэнерго и я лично надеемся на поддержку со стороны финансовых институтов и органов власти.

Редактор: Татьяна Буденко

«Новое время»